Он пришел спасать нас от нашей греховности

В воскресенье, перед Пасхой, мы отметили Вербное воскресенье,
вход Господень в Иерусалим. Хочется сказать об этом несколько слов.

ФОТИНИЯ,
прихожанка Спасо-Преображенского собора

Странные события, хотя, как и в сегодняшней политике: Пророка Христа народ встречал у входа в Иерусалим криками ликования, Ему кидали пальмовые ветви как чествование торжества победителя. Люди убедились, что Он способен на чудеса: воскресил умершего Лазаря, превращал воду в вино, давал зрение слепым, поднимал на ноги неходячих… Почему же люди резко поменяли мнение и стали кричать во время казни: «Распни Его»?

А потому, что народ ждал политического вождя, готового повести к победе над врагом (Израиль был под игом Римской империи). Земным врагом. Оккупантом их земли. Римлянином. Но Иисус Христос вел Себя совсем по-другому. Он не стал во главе войска, Он не являл силу, не стремился к государственности, к власти… Он въехал в Иерусалим на ослике. Его власть была совсем другая. Люди не поняли Его действий и отвергли Его. Именно это привело к трагедии распятия. 
Чего не поняли люди? Христос обещал им вместо земного благоденствия – Вечное.

Он пришел освобождать людей от рабства гораздо худшего – от рабства греха. И Он Один знал, что путь, усеянный ныне пальмовыми ветвями, ведет к казни на Кресте. О враге в образе дьявола люди не задумывались в тот момент. Христос начал говорить им о неизбежности духовной смерти. У толпы это вызвало ощущение потери, горечи недоразумения. То был день страшнейшего недоразумения, день массовой истерии, неверия и нелюбви. Символическая концентрация тех качеств, которые превалируют в момент, когда толпе предлагается халява – «хлеб и зрелища». Вербное воскресенье (или праздник «входа Господня в Иерусалим») – тот самый момент, когда стоит задать себе вопросы: «Во что, в кого я верю? За кем готов последовать? Что для меня является моментом
истины?».

Р. S. Пальмы – символ триумфа, приветствие, которым народ встречает своего царя. Ну а поскольку в наших краях нет пальм, то их заменили вербами. Это, пожалуй, единственное растение, которое к моменту даже ранней холодной весны все равно
расцветает.

Конечно, я волновалась: власть предложила встречать праздник на дому. Захожу на территорию Спасо-Преображенского собора. Служба уже идет, доносится громкое песнопение. На дворе непривычно просторно. Егоровна (Мария Бирюкова), которая принимает пожертвования (их направляют потом на закупку продуктов для трапез и для бедных людей) сегодня успевает еще и останавливать тех, кто небрежно относится к защитным маскам. Если маска висит на шее, то напоминает, что ее нужно натянуть на нос; если маски нет, то сообщает, что ее можно получить бесплатно в иконной лавке. А ведь Егоровне уже лет 90! А маски нашила прихожанка Юлия Сысуева. С утра двое полицейских дежурили у ворот. У клумбы о. Виталий Агафонов окроплял свяченой водой подходивших к нему отдельных людей. После начала службы полицейские мирно уселись на скамеечку. В конце службы они внесли о. Николаю рацпредложение: а что если к Пасхе у ворот поставить два турникета – один для входящих,
другой – для выходящих. Тогда будет еще меньше возможности людям соприкасаться.

Батюшка пообещал воспользоваться идеей.
…Захожу в храм. Детей практически нет. Почему-то сегодня больше мужчин, чем женщин. Все двигаются медленнее, практически не слышен шепот, служащие обычно скользят меж прихожанами, а сегодня просто плавают, как дельфины – озабоченные, важные, но очень уж деликатно огибающие препятствия. Женский хор в правом приделе, мужской – вверху.

И постепенно служба вливается в душу, как и обычно. Забыт карантин, вместе с поклонами приходят мысли о своих грехах, о необходимости прощения ближних и дальних, о подвиге загадочного Христа… Кто-то исповедуется, потом идет на причастие, сложив руки на груди. Последнее благословение от батюшки, и мы расходимся. А в храм заходят другие люди. Мимо другого батюшки во дворе тянется новый ручеек желающих освятить вербочки.

А 19 апреля, В ВОСКРЕСЕНЬЕ, – ПАСХА!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

^ Наверх